17 мая 2013, 12:08

Интервью с Иваном Михайловичем Бортником

Ассоциация инновационных регионов России (АИРР) – объединение инновационных регионов России, содействующее эффективному инновационному развитию регионов-участников и способствующее реализации государственных механизмов региональной поддержки. На вопросы об особенностях государственной региональной инновационной политики и роли АИРР в ней отвечает Иван Михайлович Бортник, исполнительный директор Ассоциации Инновационных регионов России, основатель Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, доктор технических наук, профессор.

- Расскажите об особенностях федеральной и региональной инновационной политики.

- С моей точки зрения обе политики абсолютно идентичны, и по характеру, и по целям, и по инструментам. Тем более, вышла соответствующая поправка к закону, где регионы теперь занимаются и инновационной политикой. Просто, у региональных властей, наверное, поменьше средств и возможностей для того, чтобы активно влиять на инновационную политику, но сама инновационная деятельность развивается в регионах, прежде всего. Каких-то явных особенностей региональной политики я не вижу.

Другое дело, конечно, что у некоторых регионов есть свои сильные, традиционно, позиции по каким-то направлениям. Они сложились за многие годы. Может быть, сейчас что-то новенькое появилось. И, конечно, регионы разные с точки зрения своего потенциала. Я не говорю о Москве и Санкт-Петербурге. Новосибирск или Томская область, Нижегородская область, Самарская область – это сильный научный потенциал. Поэтому, естественно, там активное развитие. Во-вторых, есть направления, вокруг которых регион концентрирует свою инновационную деятельность. Возьмем Самарскую область. Прежде всего, это и плюс мирового уровня – аэрокосмическое направление, мощное автомобилестроение, там же соответствующие университеты и другой научный потенциал. Новосибирцы, во-первых, это Сибирское отделение Российской академии наук, там у нас IT потенциал, и он развивается, то же в Нижегородской области. Нефтехимическое, автомобильное направления также развиваются в Татарстане. Это особенности сложившейся региональной промышленности, где-то они все равно сказываются, но все регионы стараются следовать федеральным приоритетам. Общие объективные приоритеты развития это - IT-, био-, нано-технологии. Вот такие какие-то особенности. Или Вы другие имеете в виду?

- Может быть, отличаются механизмы, меры поддержки на федеральном и региональном уровне?

- Может быть, и здесь еще отличие. Допустим, Томичи сильные в ВУЗовском потенциале. Пермская область сильна в индустриальном потенциале. Калужская область традиционно в области ядерной медицины, ядерной науки.

Что касается механизмов поддержки, опять же, у всех они примерно одинаковые. Собственно, какие механизмы поддержки? Это или инфраструктурная поддержка, или финансовая поддержка. Инфраструктурная поддержка, кстати говоря, во многом зависит от финансовой. Некоторые регионы в силу ограниченности ресурсов или способности по привлечению федеральных ресурсов, построили у себя или строят высокотехнологичные технопарки. Практически все регионы имеют технопарки, бизнес-инкубаторы, развивают инфраструктуру. У кого-то есть инновационные технологические центры, у кого-то их нет, но это связано с возможностями – у некоторых просто не получается выделить достаточные для этого ресурсы. В Татарстане гораздо лучше получается, там и IT-парк, и Технопарк Идея, и Химград, инфраструктура больше развита.

С финансовой инфраструктурой то же самое. Все стараются или привлечь средства, или создать венчурные фонды. У кого-то хватило средств из своего бюджета на соучастие в венчурном фонде – там создали, у кого-то, к сожалению, пока еще не хватает этих средств. Поэтому нет такого, что в Красноярском крае делают что-то особенное или какие-то особенные механизмы используют, а в других регионах этого не делают по незнанию. Эффективные механизмы одинаковы, известные во всем мире. Дальше начинается льготирование, некоторые регионы предоставляют льготы на инновационные продукты, разработки, это разрешено законом; кто-то не предоставляет, не потому что не хочет или не знает, просто финансовые ресурсы регионов, к сожалению, у нас достаточно ограничены.

- Какова роль Ассоциации инновационных регионов России в реализации инновационной политики государства?

- Опять же, Ассоциация инновационных регионов России – это не государственный инструмент. Вообще, задача Ассоциации – не продвигать политику государства, в прямом смысле слова. Политика государства известна, а это больше инструмент самих регионов – как выполнять и политику государства, и собственную региональную политику, если регионы сложат усилия в определенных направлениях. Сложение усилий начинается с обмена опытом в инновационном развитии – одни регионы какие-то механизмы отработали, другие начинают отрабатывать, так сказать, обмен опытом, обмен даже определенными проектами, продуктами. Регионы организовывают между собой бизнес-миссии, смотрят в каких направлениях можно консолидироваться. Выработка определенных законодательных инициатив на региональном уровне. Регионы стараются что-то сделать на федеральном уровне, сложить усилия с точки зрения лоббирования. Единая информационная база формируется. Естественно, сложение усилий по привлечению ресурсов из Федерации, и в этом направлении удалось достичь некоторых результатов. Разрабатываются общие подходы к развитию инфраструктуры, то, чем сейчас занимается Ассоциация вместе с Министерствами. Это развитие инжиниринговых центров в России. Ассоциация объединяет усилия регионов. Голос одного региона – одно дело, голос 12 регионов в 12 раз громче, его уже могут услышать. Идея в этом.

Государственная инновационная политика, естественно, у нас есть Стратегия инновационного развития России до 2020 года, там есть раздел развития регионов, поэтому, конечно, регионы развивают или реализуют именно направления Стратегии. Опыт показывает, что объединившись в некоторые такие ассоциации, можно лучше отстаивать свои интересы и быстрее или, даже, вернее реализовывать Стратегию инновационного развития России до2020 года.

- Понятно. А расширение количества участников, входящих в Ассоциацию, планируется в ближайшее время?

- Гонки за этим нет. И, наоборот, присутствует настроение – давайте, все-таки, внимательнее смотреть, кого мы принимаем в Ассоциацию. Нет такого, чтобы отказывать кому-то. Но и, в то же время, я бы сказал, что нет наплыва желающих. Регионы, желающие вступить в Ассоциацию, отбираются в нормальном рабочем режиме. У нас есть определенные разработанные в Ассоциации критерии – что входит в понятие «инновационный регион». Мы говорим коллегам: возьмите критерии, как говорится, самоаттестуйтесь, пройдите проверку по этим критериям, если вы подходите – мы вас только и ждем. Поэтому нет никаких запретов, но нет и особого желания. Идеи вхождения в Ассоциацию всех 83 регионов нет.

- Насколько важно существование единой коммуникационной площадки для участников инновационной деятельности и какова ее основная роль?

- Конечно, важно. Важно другое – как площадка будет организована, ее работа, какую информацию она будет нести, не столько даже, условно, регионам членам Ассоциации, а вот людям, которые занимаются инновационной деятельностью. В этом смысле, во-первых, важно, чтобы через эту площадку доносилась и до людей, и до регионов информация, которая оглашается на федеральном уровне, важно, что происходит на региональном уровне. Также ставятся важные вопросы: во-первых, популяризация инновационной деятельности, ее открытость. Важный вопрос для институтов развития - иметь площадку, где очень четко и ясно (это функция информационного пространства) рассказать о наших мандатах, вернее, разъяснить и показать наши мандаты, иначе люди запутаются – куда бежать за тем или иным видом поддержки. Важно, чтобы все знали, какие, если говорить об открытости, проекты поддерживаются (с учетом требований по конфиденциальности). Это тоже нужно знать. Множество функций у площадки – какие проекты поддержали, на каких условиях, какие новые конкурсы, как с интеллектуальной собственностью, что происходит на законодательном уровне. Подобные системы существуют во всем мире. Необходимо, чтобы и у нас была система информационного обеспечения инновационной общественности. Надеюсь, такой системой будет портал АИС «Инновации».