24 мая 2013, 16:23

Интервью с Михаилом Рогачевым

Федеральное государственное автономное учреждение «Российский фонд технологического развития» оказывает российским организациям финансовую и консультационную поддержку в реализации научно-технических проектов и экспериментальных разработок. На вопросы о государственной инновационной политике и роли РФТР в ней отвечает Михаил Борисович Рогачев Директор РФТР, кандидат технических наук.

- Какова роль институтов развития в реализации инновационной политики государства?

- Когда в 2011г. мы с коллегами перезапускали  РФТР, не работавший, фактически, с 2008 г., и не воспринимавшийся, тогда, как существующий институт развития, нам пришлось заново позиционировать фонд как элемент национальной инновационной системы и искать свое место в рамках этой системы. Поэтому мы собрали и систематизировали основную информацию по институтам развития, провели анализ, как по имеющимся ресурсам, так и используемым инструментам поддержки. (См . презентацию на сайте фонда). Надо отметить, что институты развития выполняют несколько функций по реализации государственной инновационной политики. Основная – финансовое обеспечение инновационных проектов на различных стадиях и с предложением различных инструментов поддержки: от грантов до займов. Кроме того, институты развития, как центры компетенций, выступают основными популяризаторами инновационной политики и консультантами-методологами. Эта деятельность также крайне важна, т.к. создает необходимое единое поле инновационного взаимодействия. Так, например, РФТР выступает координатором деятельности технологических платформ, разрабатывая для них методические материалы и оказывая информационную поддержку.

- Расскажите подробнее о деятельности РФТР.

- В настоящее время РФТР выступает единственным институтом развития, специализирующимся на льготном заемном финансировании инновационных проектов. Это крайне привлекательный инструмент, как для компаний, так и для государства. Так, в настоящее время финансируемые РФТР проекты получают беспроцентный займ на НИОКР и консультационное сопровождение проекта, что, конечно крайне выгодно для проектной компании. Но при этом, в отличие от субсидий и грантов, у проектной компании создается рациональная рыночная мотивация – они вынуждены приносить нам не «бумажные», а реальные проекты, т.к. средства возвратные. Т.е. государство не только не теряет эти деньги, но избегает безответственного расходования грантов и субсидий, что порой происходит в рамках невозвратного финансирования.

Я лично считаю, что необходимо расширять именно возвратное, кредитное  финансирование, особенно стадию Коммерциализации,   надо привлекать частный капитал, банки, государство может субсидировать процентные ставки. 

Наш фонд профинансировал с момента возобновления работы проектов на сумму больше  чем 1,5 млрд. . руб. 

В этом году мы объявили конкурс на поддержку проектов коммерциализации разработок учреждений РАН и других государственных Академий.

В настоящее время РФТР использует средства, оставшиеся неиспользованными  с 2008 г., и средства, которые нам удалось вернуть в судебном порядке. (Еще одно преимущество заемного финансирования). Это, конечно, существенно ограничивает наши возможности. Так, при реальном спросе на наши займы в объеме от 7 до 15 млрд. руб/ год, мы на 2013г. имеем возможность финансирования проектов только в объеме 1 млрд. руб. Мы рассчитываем получить в 2014 г. бюджетное финансирование, что позволит поддержать динамику развития фонда. В противном случае, к сожалению, придется опять переводить фонд в состояние «паузы».

- Насколько важно существование единой информационно - коммуникационной площадки для участников инновационной деятельности и какова ее основная роль?

- Этот вопрос крайне важен, как для институтов развития, так и для проектных компаний и разработчиков. И главное – он важен для развития самой системы. К сожалению, пока нет единого правового и нормативно поля действия институтов развития: все живут по своим уставам, имеют различные организационно-правовые формы, цели и задачи. Это сложилось исторически и такое разнообразие, в какой-то степени, необходимо для развития всей системы, в т.ч. за счет внутренней конкуренции институтов, как за проекты, так и за средства. Но это создает проблемы потенциальным заявителям: они вынуждены искать информацию по сайтам, готовить для различных институтов разные по форме, но с примерно одним и тем же содержанием заявочные материалы и т.п.

В настоящее время идет согласование условий обмена проектной информацией среди институтов развития, что позволит в дальнейшем перейти к единой информационной базе,  схеме «одного окна» при приеме заявок. Считаю этот шаг очень важным этапом развития всей нашей инновационной системы.

Думаю, что в дальнейшем, единая информационно - коммуникационная площадка станет, действительно, коммуникационной. Т.е. обеспечит взаимодействие основных участников системы при формировании и развитии проектов не только на уровне обмена информации, но объединения финансовых, материально-технических, исследовательских ресурсов.