3 июня 2013, 17:22

Интервью с Андреем Бутенко

На вопросы о портале АИС «Инновации» и возможностях его развитии отвечает Бутенко Андрей Владимирович руководитель направления по внедрению инноваций Центра инноваций и технологий Института «Якутнипроалмаз» АК «АЛРОСА» (ОАО).

- Не могли бы Вы высказать свое мнение о портале государственной поддержки инновационного развития бизнеса АИС «Инновации» (общее впечатление, дизайн, охват тематики в сфере инноваций, удобство навигации по порталу)?

- Современный дизайн. Что касается портала в целом, все зависит от посещаемости в будущем. Сейчас сложно сказать, посещаемый он будет или не посещаемый, и этот аспект, во многом, будет зависеть от мастерства людей, которые этот портал поддерживают. У портала есть разделы со статичной информацией, а есть разделы с обновляемой динамической, ради которой люди будут постоянно заходить. Пока не увидел  механизмов для общения участников - форумов, может, где-то не досмотрел?

- Форум планируется раскручивать.

- Если возникнет очередной информационный новостной портал, то посетителей окажется немного, потому что публикуются обычные статьи вроде: состоялось такое-то событие, произошло то –то..

Пример полезного контента – протоколы Межведомственной комиссии по технологическому развитию публикуются – с подобными документами интересно ознакомиться. У посетителей будет интерес периодически в этот раздел возвращаться для ознакомления с протоколами новых заседаний комиссии.

Постоянно обновляемая библиотека документов на сайте по институтам развития и так далее. Это все-таки в большей степени пример статичной информации. Полезно на первый раз, но на самом деле, если Вы проводите опрос госкомпаний, так или иначе, все уже знают к кому обращаться, что как. Для малого и среднего бизнеса может быть интересно, но тоже один раз информацию отфиксировал и больше на эту страницу не возвращаешься. Вам же сейчас надо наращивать как-то аудиторию и в этом плане нужно нарабатывать продукт, ради которого люди будут заходить.

Допустим Федеральная целевая программа. Многие организации науки и образования, малого и среднего бизнеса постоянно мониторят сайт этой программы, потому что в рамках ФЦП выдаются субсидии. Как правило, это занятые люди, у которых нет времени общаться на форумах, а вот на сайт ФЦП они постоянно заходят, чтобы увидеть какие конкурсы там объявляются, т.е. видят за этим финансовую составляющую и мотивацию.

Могут быть интересны какие-то острые злободневные дискуссии, но, как правило, людям, важно то, что непосредственно связано с их работой и возможностью для организации получить доход.

Как информационный ресурс, который рассказывает о текущих мероприятиях государственной политики в сфере инноваций, портал полезен. Можно отметить, что какая-то часть информации раньше публиковалась на сайте Минэкономразвития, но найти ее там было сложнее. Портал полезен тем, что меньшим количеством кликов информацию можно найти на этом ресурсе. Как у него судьба сложится – все зависит от контента и от pr-кампании, которую будете проводить. Не знаю, какой бюджет на рекламу, как будете продвигаться. Но есть сайт innoedu.ru и подобного плана статьи там публикуются. Как Вы с ним, сливаетесь или замещаете его?

- Кооперировались по некоторым вопросам, но в целом, не сливаемся, не замещаем – заказчики и разработчики у порталов разные.

- По крайней мере, у Вас более красочный сайт, картинки, фотографии. Полезная визуализация такая. Дизайн более интересный.

- Может ли такой информационный ресурс быть полезным для деятельности Вашей организации /технологической платформы?

- Для крупной компании, как у нас, полезно в первую очередь, если бы Вы писали больше о технологиях, которые появляются. Т.е. выступали связующим звеном. Например, Вы разговариваете/общаетесь с институтом Академии наук и вот они рассказывают о своих новинках, а Вы потом в статье о них повествуете. Такой формат не повлечет перестройки портала, как например, в случае создания базы данных по технологиям. Вы рассказываете о технологических новинках. Тогда аудитория точно появится и среди крупных компаний, потому что сейчас мы отслеживаем периодику. Читаем о визите важного государственного лица в одну из организаций и директор организации презентует некоторую технологию. Мы видим, что есть определенное пересечение с нашими интересами и требуется уточнить технические характеристики технологии, чтобы делать дальнейшие выводы. Но это как пример.

Чем еще может быть полезен ресурс? Относительно государственной политики в области инноваций интересно знать, какие законы готовятся или как планируется их отредактировать, или же что, наконец, такой-то закон вступил в силу.

Участникам технологической платформы полезно разместить свои контакты на этом портале, если он посещаемый. Сейчас просто очень много ресурсов появляется, ориентированных на технологические платформы. У каждой техплатформы есть свой сайт. У Высшей школы экономики есть портал, на котором технологические платформы представлены, у Российского фонда технологического развития есть, на сайте innoedu имеется раздел про техплатформы. Но лучше всего, когда сайт один и на него заходят все. Все знают, что вот тут самая актуальная информация, потому что, все на этот сайт ориентируются. Если нам условно нужно что-то узнать по платформе, например, биотехнологий, заходим на этот сайт, т.к. мы знаем, что здесь самая актуальная информация по данной технологической платформе, по участникам, например, или по документам техплатформы. В остальном, технологические платформы изначально не были наделены финансовыми ресурсами и потому инициативы государства, связанные с финансированием, для техплатформ очень привлекательны. Вернемся к ФЦП, по всем технологическим платформам всплеск активности наблюдается в тот момент, когда к платформам идет запрос государства на формирование тематик для конкурса. И тут все проявляют активность. Я к тому, что если бы через портал, условно, какие-то гранты раздавались, то, конечно, у вас посещаемость бы зашкаливала, каждый день люди бы заходили, мониторили. Но пока это не ваш случай и не ваш формат. Вам необходимо найти другие элементы привлекательности портала.

- В действительности, очень полезная информация. Спасибо за замечание. Как Вы думаете, для обсуждения законодательных норм эта площадка будет полезна?

- Если она будет посещаемой и удобной для обсуждения, то полезна. Но для формирования площадки недостаточно только электронную версию сделать, у вас должен быть штат модераторов, которые ищут участников дискуссии, подбирают темы актуальные, и не боятся, скажем, так, придавать дискуссиям откровенный характер. То есть не так, что все углы сглажены и в результате, вроде бы, все хорошо и нечего обсуждать. Дискуссии – это хорошо, но важно когда у них есть практический результат. Если бы дискуссии на портале доводились совместно с клубом директоров по науке и инновациям, например, до сведения руководства профильных министерств и реализовывались бы в форме различных инициатив государственной политики, активность участников дискуссии была бы, несомненно, выше. Простое обсуждение без практических результатов приведет к тому, что люди за полгода потеряют интерес к дискуссиям на площадке. Поэтому вам надо вот этот лифт выстраивать, когда вы дискуссию провели, а результаты точно попали на стол министру/зам.министру или в профильный департамент министерства. Как это сейчас модно называть, получается «открытое министерство». Организовать процесс таким образом будет непросто и обязательно понадобятся люди, которые будут направлять и доводить до конца все дискуссии.

- Может ли портал сконцентрировано представлять региональный опыт создания условий для развития инновационных технологий?

- Может, но вопрос какой опыт и каким образом представлять. Можно опубликовать статью об опыте губернатора или кого-то еще, но будет ли этот формат удобен для читателя – вопрос. Интересант-то кто? Есть один регион, у которого есть успешный опыт. Данный опыт до кого будет доводиться? До руководства других регионов или кто его потребитель?

- Наверное, и до руководства других регионов. Скорее всего, для руководства других регионов.

- В первую очередь?

- Да, в первую очередь.

- Здесь, наверное, формат лучше другой строить, т.е. когда Вы за счет, скажем, такой журналистики сравниваете один регион с другим. Вот как есть рейтинговое агентство «Эксперт», они рейтинги экономической развитости регионов составляют, и в Вашем случае нужны какие-то сопоставления, оценки, отзывы. Например, интервью такое опубликовали, какую-то дискуссию провели, чего данному региону не хватает или какой опыт для него может полезен. К участию в дискуссии привлекли представителей других регионов. Нужно выстраивать такой клубок дискуссий, общения и, как-то, стараться эти регионы сопоставлять между собой, чтобы один регион знал, что он, пока, слабоват в данной области, другой знал, что у него все хорошо, гордился этим.