26 мая 2015, 20:42

21 мая 2015 года в рамках Деловой программы III Национального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills состоялось заседание Российско-Германской рабочей группы по профессиональному образованию. Группа обсудила результаты совместных действий по внедрению практико-ориентированного обучения в системе среднего профессионального образования и наметила дальнейшие шаги по развитию сотрудничества.

Открывая заседание, Наталия Золотарева, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации, поделилась успехами России в развитии профессионального образования за минувший год: «В Послании Федеральному собранию в декабре 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Путин поставил задачу к 2020 году обеспечить обучение по 50 самым востребованным профессиям на основе мировых стандартов и современном оборудовании. В настоящее время разработан комплекс мер по развитию практико-ориентированного обучения, и все регионы, региональные торгово-промышленные палаты, ключевые российские предприятия приступили к его реализации».

Наталья Золотарева поблагодарила представителей немецкой делегации за сотрудничество и отметила, что их опыт по внедрению практико-ориентированного образования неоценим для масштабирования модели дуального образования в регионах: «Сейчас перед нами стоит задача выстроить систему мониторинга качества подготовки кадров. Мы планируем изменить схему итогового экзамена, в том числе выделить один демонстрационный экзамен в техникумах и запустить пилотный проект по использованию заданий WorldSkills. Мы приглашаем вас к сотрудничеству по этому направлению, уверена, это будет отличным продолжением нашего взаимодействия».

Екатерина Лошкарева, руководитель департамента мониторинга Национальной системы компетенций и квалификаций направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ), сообщила, что в настоящее время Агентством в сотрудничестве с профильными министерствами и объединениями работодателей обсуждается вопрос разработки регионального стандарта кадрового обеспечения экономического развития.

У Агентства есть успешный опыт разработки регионального инвестиционного стандарта на основе лучших практик и инструментов стандартизации: «Реализуя проект практико-ориентированного обучения не первый год, мы приходим к выводу, что лучшие практики дуального обучения, которые есть у германской стороны, есть уже у нас, мы сможем упаковать их в региональный стандарт. Так регионы получат внятный сигнал, как это все внедрить у себя на территории».

Маэнэл Фритйоф, заместитель генерального директора отдела международного сотрудничества Федерального министерства образования и научных исследований Германии, рассказал о приоритетах, которые сейчас стоят перед образовательными организациями страны и подчеркнул, что вопросы, которые решают в России, актуальны и для Германии, несмотря на богатый опыт в решении задач практико-ориентированного обучения, когда студент колледжа часть учебной программы проходит в аудитории, часть - на предприятии: «Мы находимся перед вызовами, на которые необходимо найти адекватные решения. Во-первых, это профориентация молодых людей, повышение престижа рабочих профессий. Несколько лет назад в Германии была поставлена цель: привлечение не менее 40% молодых людей в профессиональное образование. Мы эту цель перевыполнили. Второй вызов – взаимопроникновение между разными образовательными системами, поиск решения, как человеку, выросшему в другой образовательной системе, адаптироваться при смене культуры, традиций и технологий образования».

Екатерина Лошкарева рассказала немецким коллегам, как за минувший год развивался проект внедрения элементов дуального образования в пилотных российских регионах. С сентября 2014 года в регионах-участниках проекта в профессиональных образовательных учреждениях началось обучение студентов по дуальной модели по разработанным под требования работодателей образовательным программам. На предприятиях за студентами закреплены наставники, задачей которых является, в том числе, адаптация студентов к производственной деятельности и корпоративной культуре.

В марте и апреле 2015 года к реализации проекта присоединились Белгородская и Тамбовская области. Таким образом, в настоящее время участниками проекта являются 12 регионов (Калужская, Ярославская, Ульяновская, Свердловская, Нижегородская, Волгоградская, Белгородская, Тамбовская и Московская области, Пермский и Красноярский края, а также Республика Татарстан), 106 учебных заведений и 114 предприятий. 

В пилотных регионах по дуальной модели обучаются 16 654 студента, за студентами на предприятиях закреплены 3 524 наставника. В ближайшее время к реализации проекта подключается Самарская область, в которой будет тиражироваться опыт ОАО «Научно-производственное объединение «Сатурн» (Ярославская область) и ОАО «Пермский моторный завод» (Пермский край), входящих в корпорацию ОДК.

В ходе заседания рабочей группы были также представлены промежуточные результаты участия России в проекте VETnet. Проект VETnet (German Chambers Worldwide network for cooperative, work based Vocational Education & Training) и осуществляется при поддержке Федерального министерства образования и научных исследований ФРГ в 11 странах. Наряду с Россией в число стран-участниц входят Бразилия, Китай, Греция, Индия, Италия, Латвия, Португалия, Словакия, Испания и Таиланд. В рамках этого проекта и стратегической концепции «Экспорт профобразования», разработанной Союзом торгово-промышленных и внешнеторговых палат Германии (DIHK), Российско-Германская ВТП оказывает содействие своим компаниям-членам в процессе внедрения элементов системы дуального образования в России. Такая поддержка невозможна без тесного сотрудничества с государственными учреждениями федерального и регионального уровней, образовательными учреждениями и ТПП.

По результатам заседания Российско-Германская рабочая группа наметила шаги по дальнейшему сотрудничеству, ключевыми событиями которого станут: Международная промышленная выставка «Иннопром 2015» (июль); Международная конференция «Интернационализация профессионального образования» (сентябрь); Деловая программа Чемпионата сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech (конец октября-начало ноября); Международная конгресс-выставка «Global Education - образование без границ» (конец ноября).

В заключении Наталия Золотарева отметила: «В 2016 году проект АСИ официально должен быть завершен. Но это не означает, что завершится наша деятельность по внедрению элементов дуального обучения в Российской Федерации. Разработанный Департаментом Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы в качестве одного из направлений работы определяет последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения. Методические рекомендации 2015 года – это только отправная точка дальнейшей работы. Интерес к дуальной системе в российских регионах велик, и мы будем продолжать работу в рамках других инициатив. В частности, при модернизации региональных программ развития профессионального образования».