Институты развития

В настоящее время в Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки инновационной деятельности создана система институтов развития, позволяющих оказывать содействие в реализации инновационных проектов на каждой стадии инновационного цикла
и рассматриваемых как один из основных локомотивов модернизации российской экономики.

В качестве базовых институтов развития, наиболее значимых с точки зрения стимулирования инноваций, выступают Внешэкономбанк, Фонд «ВЭБ Инновации», ОАО «МСП Банк», ОАО «РВК», ОАО «РОСНАНО», Фонд инфраструктурных
и образовательных программ, Фонд «Сколково», ФГАУ «Российский фонд технологического развития» (ФГАУ «РФТР»), ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (Фонд содействия инновациям).

Кроме того, в соответствии с посланием Президента Российской Федерации в 2013 году создан Фонд развития интернет-инициатив, который не финансируется из федерального бюджета, однако обеспечивает функцию негосударственного института развития, оказывая поддержку высокотехнологичным проектам в сети «Интернет».

В свою очередь в различных субъектах Российской Федерации создано более 200 организаций, которые, исходя из осуществляемых функций, могут быть отнесены к региональным институтам развития. Ключевыми направлениями деятельности региональных институтов развития являются поддержка инновационного малого и среднего предпринимательства, стимулирование развития инноваций, ликвидация технологического отставания. Региональные институты развития создаются преимущественно в форме фондов поддержки, региональных венчурных фондов, бизнес-инкубаторов.

Основные направления деятельности, реализуемые институтами развития в инновационной сфере:

1. Оказание финансовой поддержки в реализации инновационных проектов, в том числе в форме грантов, участия в уставном капитале портфельных компаний, предоставления кредитов. Указанная поддержка оказывается институтами развития как напрямую, так и опосредовано через инвестиции в специализированные венчурные фонды и фонды прямых инвестиций, обеспечивая снижение рисков инвесторов и частных предпринимателей.

2. Оказание нефинансовой поддержки инновационной деятельности, включая: содействие формированию «потока проектов», удовлетворяющих критериям инвесторов, или предоставление поддержки
на ранних стадиях, в том числе через развитие объектов инновационной инфраструктуры, реализацию программ дополнительного образования; содействие продвижению продукции инновационных компаний на внутреннем и внешнем рынке, встраиванию компаний в цепочки добавленной стоимости, в том числе через совершенствование механизмов закупок товаров и услуг
для государственных и муниципальных нужд и компаний с государственным участием, поддержка экспорта, совершенствование механизмов технического регулирования и другие.

Каждый институт развития создан для решения конкретных задач в сфере инноваций, оказывает поддержку на определенной стадии инновационного цикла или конкретной отрасли в сфере научных технологий и направлен на поддержку значимых для становления инновационной экономики отраслей, участвуя
в реализации инновационных проектов по приоритетным направлениям модернизации российской экономики, а также реализует мероприятия, предусмотренные Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Стратегия), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. В целях наиболее эффективного использования бюджетных средств, предоставленных институтам развития, их деятельность направлена на достижение стратегических целей и задач инновационного развития Российской Федерации, обозначенных
в Стратегии.

Формы такой поддержки (предоставление грантов, займов и кредитов, госзаказы на проведение НИОКР, участие в капитале, консультационная поддержка) зависят от характера деятельности института развития, его основного назначения как инструмента государственной инновационной политики и стадии инновационного цикла, на которую он ориентирован.

В целях координации деятельности институтов развития в сфере обеспечения непрерывного финансирования проектов на всех стадиях инновационного цикла («инновационный лифт») 6 апреля 2010 г. между институтами развития заключено многостороннее соглашение (далее – Соглашение), в рамках которого на них возложена функция по оказанию финансовой поддержки инновационным проектам на разных стадиях
их осуществления («инновационный лифт»). «Инновационный лифт» стал главным инструментом обеспечения координации институтов развития, исключающим возможность конкуренции между ними.

Условно выделяются следующие стадии «инновационного лифта»,
на каждой из которых специализируется тот или иной институт развития:

(1) генерация знаний, предпосевное и посевное финансирование (Фонд содействия инновациям, Фонд посевных инвестиций РВК, Фонд «Сколково», Фонд инфраструктурных и образовательных программ);

(2) стадии раннего развития, венчурные инвестиции (Фонд «ВЭБ Иннновации», венчурные фонды, созданные с участием ОАО «РВК», региональные венчурные фонды);

(3) стадии расширения, прямые инвестиции (ФГАУ «РФТР», ОАО «РОСНАНО», ОАО «Росинфокоминвест»);

(4) стадии роста, поздние стадии (ОАО «МСП Банк», Внешэкономбанк).

В рамках государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика на период до 2020 года предусмотрено осуществление ряда мер, направленных на повышение эффективности функционирования сформированной в настоящее время системы институтов развития в сфере инноваций: основные мероприятия «Создание и развитие институтов и инфраструктур, обеспечивающих запуск и работу «инновационного лифта», отдельная подпрограмма «Создание и развитие инновационного центра «Сколково».

Минэкономразвития России осуществляет систематический анализ и доработку стратегий деятельности институтов развития в соответствии с изменяющимися внешними условиями, изменениями в государственной политике в сфере инновационного развития, а также другими факторами.

Институтам развития по состоянию на 1 января 2014 г. предоставлены средства в объеме свыше 1 трлн. рублей. В целом на поддержку инноваций в 2007 - 2013 годах институтами развития направлено свыше 697 млрд. рублей.

 

Развитие инновационного предпринимательства (включая венчурный рынок)

Развитие инновационного предпринимательства в Российской Федерации базируется на трех основных компонентах: развитие компетенций, развитие рынка венчурных инвестиций и финансовой поддержки со стороны государства, развитие нормативной правовой базы, регулирующей данную сферу.

Качество инфраструктуры для подготовки кадров играет ключевую роль
в формировании компетенций инновационного человека. Уже несколько лет
в России проводится модернизация системы общего и профессионального образования. В ведущих вузах открываются кафедры, нацеленные на развитие навыков предпринимательства у студентов. Для широкой аудитории вузы вводят дополнительные программы и факультативы в области инновационного предпринимательства.

Существующая практика, показывает, что развитие технологического предпринимательства постепенно становится общероссийским трендом. Все больше молодых людей вовлекаются в технологический бизнес, участвуют в программах по популяризации инновационной деятельности, в программах государственной поддержки инноваторов, оказываемой институтами развития.

Государство реализует комплексные меры, направленные на формирование компетенций в области инновационного бизнеса у граждан (расширение программ обучения инновационному предпринимательству и технологическому менеджменту в вузах), создание соответствующей инфраструктуры по развитию таких компетенций (Фонд инфраструктурных и образовательных программ, Сколковский институт науки и технологий, программа популяризации Российской венчурной компании), механизмов поддержки малого инновационного предпринимательства (создание специальных инструментов поддержки, например, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд «Сколково»; стимулирование спроса на инновации со стороны крупного бизнеса, повышение открытости и инновационности закупок крупных компаний).

Реализация указанных мер требует формирования и развития механизмов многостороннего взаимодействия между органами государственной власти, бизнесом, научными и образовательными организациями.

Ведется активная работа по созданию благоприятной среды для коммерциализации технологий в учебных заведениях, поскольку в первую очередь необходимо повышать предпринимательскую активность и развивать бизнес-компетенции у учащихся вузов. Благодаря принятию федерального закона, юридически закрепляющего права российских НИИ и вузов в части использования своей интеллектуальной собственности, вырос объем их коммерческой и патентной деятельности.

В целях обеспечения комплексного подхода к популяризации инноваций
и технологического предпринимательства действует рабочая группа
при Минэкономразвития с участием всех институтов развития. С 2013 года координатором рабочей группы является ОАО «РВК».

Существенную роль в развитии инновационного предпринимательства играет рынок венчурных инвестиций, который является одним из базовых элементов инновационной экосистемы в России. В связи с чем государство предпринимает значительные усилия для формирования такого рынка и соответствующей инновационно-венчурной экосистемы в том числе посредством совершенствования подходов участников рынка к формированию инвестициям, совершенствования привлечению на венчурный рынок новых игроков, деятельности институтов развития, в том числе специализированного института развития – ОАО «Российская венчурная компания».

Правительством Российской Федерации утверждены Принципы соинвестирования в российские и международные венчурные фонды, в настоящее время внедряемые в практическую деятельность государственных компаний. Принципы включают в том числе конкурсный принцип выбора венчурных фондов для участия; учет отраслевых приоритетов госкомпаний; трансфер технологий и управленческих компетенций в Россию в интересах госкомпаний; кооперацию организаций для участия в венчурных фондах; приоритетность выбора российской юрисдикции венчурного фонда; возможность консультационной и организационной поддержки со стороны профильных институтов развития.

Существенную роль в развитии рынка инновационного предпринимательства играют институты развития.

В целях формирования новых возможностей для развития венчурного рынка разработаны и утверждены федеральные законы, вводящие организационно-правовую форму «Хозяйственное партнерство» и форму структурирования коллективных инвестиций «Инвестиционное товарищество», удобные для осуществления инновационной деятельности.

Инвестиционное товарищество - специальная разновидности договора о совместной деятельности (по своим характеристикам максимально приближен к используемой за рубежом договорной организационно-правовой форме коллективного инвестирования limited partnership), обеспечивающая возможности ограничения ответственности участников инвестиционного товарищества, запрета произвольного выхода участников из договора инвестиционного товарищества, установления в договорном порядке правил, удобных для данного конкретного инновационного (или иного) бизнес-проекта или случая.

Хозяйственное партнерство - организационная правовая форма, удовлетворяющая требованиям, сформировавшимся преимущественно на основе выработанных деловой практикой и широко признанных условий осуществления проектов в инновационной сфере. Форма в том числе предусматривает:

- обеспечение возможности осуществления постадийного внесения вкладов в компанию через ее капитал («commitments») в короткие сроки и наложения санкций за их невыполнение;

- ограниченная ответственность участников компании по ее обязательствам в пределах стоимости внесенных ими вкладов и пропорционально их размеру;

- организация управления, основанная на всеобъемлющем гибком соглашении сторон (участников), включая саму компанию и, в случае необходимости, иных лиц (в том числе не являющихся участниками компании), и обеспечение исполнения такого соглашения с использованием не подлежащих снижению санкций.

По итогам первого этапа реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года российский венчурный рынок не только сформировался структурно, но и значительно вырос в объемах. Все более активно работает частный капитал: в 2010 году фонды, созданные с участием капитала ОАО «РВК», составляли около половины венчурного рынка России,
а в конце 2013-го, несмотря на существенный рост участия фондов ОАО «РВК»
в абсолютном выражении, их доля на рынке снизилась до менее чем 7 %.
Это важный индикатор, свидетельствующий о значительном прогрессе на пути
к созданию саморазвивающейся венчурной отрасли.

По данным «Исследования российского и мирового венчурного рынка
за 2007–2013 годы», представленного компанией Earnst and Yong в феврале 2014-го, российский венчурный рынок к началу 2013 года по своему объему ($1,2 млрд) занимал 5-е место в мире и 2-е в Европе (после Великобритании — $1,8 млрд).

В рамках поддержки инновационного предпринимательства важную роль играют Российская ассоциация венчурного инвестирования (http://www.rvca.ru/) и Национальная ассоциация бизнес-ангелов (http://rusangels.ru/).

Основные формы поддержки институтами развития

Материалы обучающего семинара для компаний, ставших кандидатами на участие в приоритетном проекте «Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров», и представителей инновационных кластеров – участников приоритетного проекта «Развитие инновационных территориальных кластеров – лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня» (11.11.2016г)