Формирование научно-технической, инновационной и промышленной политики с опорой на инструменты долгосрочного технологического прогнозирования в последние десятилетия стало широко распространенной практикой в большинстве развитых государств, в частности странах Европейского союза, Японии, США, Австралии, Южной Корее, и во многих развивающихся, например, в БРИКС.

Систематическое определение приоритетов научно-технологического развития позволяет вырабатывать научно обоснованные управленческие решения и находить своевременные ответы на глобальные или национальные вызовы социально-экономического характера, которые могут проявиться на средне- и долгосрочном горизонте (от 5 до 15 лет и далее).

Технологические прогнозы реализуются, как правило, в форме проектов на основе методологии Форсайта, предусматривающей использование широкого спектра количественных и качественных методов и активное вовлечение ключевых экспертов и лиц, принимающих управленческие решения.

Участники форсайт-проектов разрабатывают сценарии будущего развития экономики, общества и науки, выбирают среди них наиболее предпочтительный вариант, согласовывают общие целевые ориентиры и планы совместных действий. В соответствии со сделанным выбором определяются приоритеты в научно-технической сфере и меры по их достижению. Система предлагаемых мер может быть представлена в виде технологической дорожной карты — с выходом на рыночные приложения и оценку необходимых ресурсов.

Национальная система технологического прогнозирования

Значение технологического прогнозирования признано в России на высшем уровне. Указом Президента РФ № 596 от 7 мая 2012 г. Правительству Российской Федерации поручено сформировать систему технологического прогнозирования, ориентированную на обеспечение перспективных потребностей обрабатывающего сектора экономики, с учетом развития ключевых производственных технологий.

Федеральным законом № 172-ФЗ от 28 июня 2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» устанавливаются правовые основы деятельности в области технологического прогнозирования и единые требования к системе стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Закон определяет необходимость координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, описывает полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.

В рамках системы технологического прогнозирования на базе ведущих вузов и научных центров создается сеть отраслевых центров прогнозирования, включающая уже более 300 организаций, ведется мониторинг глобальных технологических трендов инновационного развития.

Уровни прогнозирования

Технологическое прогнозирование осуществляется на национальном и международном уровнях, а также на уровне отдельных секторов экономики и крупных компаний. Реализуемые при этом проекты различаются масштабом проводимой работы, принципами организации и направлениями использования результатов.

Технологические прогнозы национального уровня нацелены, как правило, на выявление приоритетов в отдельных областях научно-технологического развития государства. Ключевой проект такого рода в России — Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации. Он представляет собой систему взаимоувязанных форсайт-исследований, проводимых в рамках функционирования национальной системы технологического прогнозирования с актуализацией раз в шесть лет. Выводы последнего прогноза утверждены Премьер-министром РФ в январе 2014 г. По результатам прогноза проводится корректировка приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и перечня критических технологий, которые утверждаются указом Президента (см. Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г.).

Отраслевые прогнозы обычно сфокусированы на проблематике развития отдельных секторов экономики или сегментов рынков.

Межгосударственные технологические прогнозы реализуются в целях выявления общих для нескольких стран целей развития науки и технологий и формирования механизмов их реализации.

В России опыт реализации проектов в сфере технологического прогнозирования имеют федеральные органы исполнительной власти (Минобрнауки России, Минпромторг России, Минэнерго России, Минкомсвязи России, Минздрав России и др.), институты развития (ОАО «Роснано», Фонд Сколково»), научно-образовательные организации (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»), крупные компании, технологические платформы, субъекты Российской Федерации (в частности, г. Москва, Самарская, Пермская, Иркутская и Томская области, Республика Башкортостан).