Поддержка внешнеэкономической деятельности инновационных компаний

Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, необходимым условием создания и развития инновационных компаний в России является устранение ограничений по выводу российской высокотехнологичной продукции на внешние рынки, активному участию российских компаний в мировой конкуренции, в том числе препятствующих внедрению инноваций и высоких технологий, а также по созданию высокотехнологичной продукции.

В связи с этим, Стратегия предусматривает участие Российской Федерации в глобальной инновационной системе. Одним из ключевых направлений развития международного сотрудничества в сфере инноваций должна стать поддержка выхода российских высокотехнологичных компаний на мировые рынки, упрощение контрольных процедур во внешней торговле высокотехнологичной продукцией.

Поддержка российских высокотехнологичных компаний на внешних рынках включает следующие механизмы:

1)политико-дипломатическая поддержка проектов по модернизации и технологическому развитию экономики России в целях обеспечения равноправных условий для российских экспортеров высокотехнологичной продукции;

2)поддержка экспорта высокотехнологичной продукции (механизмы поддержки как индивидуальных, так и коллективных проектов выхода российских предприятий на внешние рынки)

3)интеграция инфраструктуры поддержки высокотехнологичного экспорта, создаваемых инструментов поддержки внешнеэкономической деятельности с инфраструктурой поддержки малых и средних инновационных компаний в субъектах Российской Федерации

4)упрощение таможенных процедур и иных административных ограничений при экспорте высокотехнологичной продукции

5)выявление и устранение барьеров на пути доступа высокотехнологичных товаров на зарубежные рынки

Государственная поддержка высокотехнологичного экспорта осуществляется:

  • по линии Минпромторга России в рамках предоставления субсидии российским организациям-экспортерам промышленной продукции на возмещение (2/3 ставки рефинансирования) части затрат на уплату процентов по полученным кредитам:
  • по линии Минэкономразвития России в рамках программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в рамках предоставления грантов начинающим экспортерам, субсидий на внешнеэкономическую деятельность, открытие зарубежного филиала, на компенсацию затрат по экспорту товаров, работ и услуг;
  • по линии ГК «Внешэкономбанк» в рамках предоставления кредитов (кредитных линий) иностранным организациям на финансовое обеспечение контрактов, связанных с приобретением высокотехнологичной продукции, производимой на территории Российской Федерации, включая проведение сопутствующих работ и услуг (проектных, монтажных и пуско-наладочных работ, оказание российскими организациями услуг по обучению персонала, в том числе приобретение оборудования, необходимого для обучения).

К инструментам реализации цели по расширению присутствия российского инновационного бизнеса на глобальном рынке и поддержке высокотехнологичного экспорта можно причислить следующие традиционные механизмы ВЭД:

1)      международная договорно-правовая база (включая соглашения о защите инвестиций, о свободной торговле и т.д.)

2)      институты развития ВЭД (Торговые представительства, Российское Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, региональные инфраструктуры, Внешэкономбанк и т.д.)

3)      финансовая поддержка экспорта и инвестиций

4)      долгосрочное и среднесрочное экспортное кредитование

5)      таможенно-тарифное и нетарифное регулирование

6)      информационная поддержка

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1128-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») проекта «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», реализация которого призвана обеспечить успешное продвижение российского несырьевого экспорта на рынки зарубежных стран, внедрение и закрепление с новой продукцией на новых рынках, что будет способствовать диверсификации экспорта, повышению его вклада в модернизацию отечественной экономики, обеспечению устойчивого хозяйственного роста.

Поддержка проектов

Одним из основных направлений развития внешнеэкономической деятельности в сфере модернизации экономики России является реализация внешнеэкономических программ и проектов по модернизации.

В рамках этой деятельности ведется:

  • проработка технических заданий по линии центрального аппарата Министерства и торговых представительств Российской Федерации по поддержке разрабатываемых или реализуемых российскими компаниями проектов с целью продвижения перспективных российских технологий на зарубежные рынки;
  • поиск зарубежных партнеров и технологий;
  • проработка локальных рынков высокотехнологичной продукции; исследование местного законодательства применительно к планам коммерциализации результатов проектов;
  • организация экспертизы по профильным ведомствам;
  • организация и поддержка при реализации бизнес-миссий и пр.

Инструментарий поддержки на разных стадиях выполнения проекта приведен на следующей схеме:

При выделении основных стадий проектов, направленных на привлечение и покупку передовых зарубежных технологий, и инвестирование в проекты за рубежом, Минэкономразвития России исходит из возможных мер поддержки по данным проектам. При этом меры поддержки со стороны Минэкономразвития России наиболее целесообразны и эффективны на начальных этапах, когда требуется поиск иностранных или российских партнеров и организация совместных встреч.

В настоящее время Минэкономразвития России прорабатывает более 100 внешнеэкономических проектов в сфере модернизации, находящихся на разных стадиях реализации, и по каждому из них определяются и осуществляются меры государственной поддержки. Кроме того, Минэкономразвития России проводит системную работу по сбору, экспертизе и продвижению внешнеэкономических проектов российских компаний и корпораций по приоритетным направлениям модернизации. Приоритетные направления (были определены Советом при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, образованным Указом Президента России от 18 июня 2012 г. № 878):

  • компьютерные технологии и программы, стратегические информационные технологии, включая вопросы создания суперкомпьютеров и разработки программного обеспечения.
  • ядерные технологии.
  • космические технологии и телекоммуникации, прежде всего связанные с телекоммуникациями, включая ГЛОНАСС и программу развития наземной инфраструктуры.
  • медицинская техника и фармацевтика, прежде всего диагностическое оборудование, а также лекарственные средства.
  • энергоэффективность и ресурсосбережение, в том числе вопросы разработки новых видов топлива.

Подать заявку на поддержку проекта

В случае необходимости получения поддержки продвижения инновационного проекта/технологии посредством инструментария Минэкономразвития России, заполните Технико-экономическое описание (ТЭО) инновационного внешнеэкономического проекта и направьте по указанному ниже электронному адресу.

При возникновении вопросов просьба обращаться к ответственным сотрудникам Департамента координации, развития и регулирования ВЭД:

  • Космические технологии и телекоммуникации, компьютерные технологии и программы, ядерные технологии – Емец Павел Евгеньевич (e-mail: EmetsPEateconomy.gov.ru )
  • Энергоэффективность и ресурсосбережение, медицинская техника и фармацевтика – Ахматова Оксана Владимировна (e-mail: AhmatovaOVateconomy.gov.ru)

Организация бизнес-миссий

Помимо этого, в интересах российских компаний и регионов Минэкономразвития России совместно с торговыми представительствами Российской федерации в иностранных государствах организует для них бизнес-миссии за рубеж с целью инициирования внешнеэкономических сделок, направленных на продвижение российского экспорта машин, оборудования, транспортных средств, и другой, в первую очередь высокотехнологичной, продукции и услуг на зарубежные рынки, и привлечения инвестиций и технологий в экономику Российской Федерации.

Так, основными целями бизнес-миссий являются:

  • получение заинтересованными субъектами предпринимательской деятельности экспортных заказов на поставку товаров, работ и услуг;
  • продвижение российских инвестиционных проектов за рубежом;
  • установление и развитие торговых связей между российскими и иностранными компаниями;
  • подбор иностранных партнеров для российских организаций с целью реализации совместных проектов за рубежом и в Российской Федерации.

Бизнес-миссии являются важным инструментом при налаживании торгово-экономических контактов между странами и одним из ключевых показателей эффективности проведенной бизнес-миссии является последующее заключение соглашений, меморандумов, контрактов, или договоров. В связи с этим, по результатам организованных и проведенных Минэкономразвития России бизнес-миссий предполагается дальнейшая проработка Министерством двусторонних контактов, сформировавшихся по итогам бизнес-миссии, с целью вывода компаний на совместные проекты, подписание соглашений и контрактов.

Наиболее важным элементом подготовки бизнес-миссии со стороны Минэкономразвития России является налаживание четкого взаимодействия с торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом, а также организация личных встреч руководства Департаментов внешнеэкономического блока с российскими участниками – заинтересованными органами государственной власти, техплатформами и коммерческими компаниями. В свою очередь Торгпредство России в стране пребывания проводит переговоры с представителями зарубежной компании, руководством и компаниями-резидентами кластера и/или технологической платформы (аналогичного инновационного института) и определяет заинтересованность в сотрудничестве с российскими партнерами.

В рамках бизнес-миссии российских компаний часто проводятся посещения профильных зарубежных инновационных кластеров, что представляется наиболее удобным и эффективным, как с точки зрения организации мероприятия,  так и продвижения интересов российских участников. Подобного рода мероприятия позволяют с наименьшими усилиями собрать в одном месте специализированные зарубежные организации (как правило, резидентов технопарка) и заинтересованные в сотрудничестве российские компании.

Для участия в бизнес-миссии под эгидой Минэкономразвития России в будущем году, компании нужно подать заявку до 4 октября текущего года.

Для этого необходимо:

1. заполнить предлагаемую форму

2.      направить форму по электронному адресу Neretinaateconomy.gov.ru в Департамент координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности.

Для участия в бизнес-миссиях из утвержденного на текущий год перечня (ссылка для скачивания приведена ниже), необходимо:

1. заполнить другую форму

2. направить по электронному адресу Neretinaateconomy.gov.ru в Департамент координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности.

Дополнительную информацию можно также получить у ответственного сотрудника Департамента координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Анны Неретиной по электронному адресу: Neretinaateconomy.gov.ru

 Перечень бизнес-миссий, утвержденных на 2015 год (.pdf)

 

Вклад ОАО «РВК»

Международная программа РВК направлена, в первую очередь, на развитие и поддержание экспорта инновационной продукции российских компаний и установление тесных связей российской инновационной экосистемы с зарубежными партнерами. Основные инструменты программы: сеть зарубежных представителей РВК (США, Израиль, Сингапур); взаимодействие с торговыми представительствами РФ; взаимодействие с российскими и зарубежными вузами для создания совместных центров трансфера технологий.

Первоначально развитие российской инновационной экосистемы шло под сильным влиянием Европы и США.

Западные рынки остаются по-прежнему очень важными для России, во многом как источник технологий и компетенций.

Однако сегодня приоритеты сместились в сторону рынков Юго-Восточной Азии. Они перспективны, прежде всего, как способ интеграции российских компаний в глобальные производственные цепочки. Африка и Ближний Восток в аналогичном контексте также весьма значимы для России. Но здесь есть и свои сложности, поскольку подобного опыта у российских компаний практически нет, и действующие рыночные механизмы не всегда очевидны.

За последние два года РВК систематизировала имеющийся опыт взаимодействия российских инновационных компаний с игроками на западных рынках. Теперь РВК активно изучает механизмы, определяющие работу инновационных рынков Азии с прицелом на интеграцию отечественных инноваторов-экспортеров. Для РВК основным инструментом работы на глобальном рынке является сеть зарубежных представителей. Их задачи: помощь университетам-партнерам, портфельным компаниям фондов РВК, а также участникам национального рейтинга быстроразвивающихся высокотехнологичных компаний «ТехУспех», поддерживая их экспорт, помогая в поиске инвесторов и бизнес-партнеров.

Зарубежные представители РВК занимаются адаптацией бизнеса российских компаний к рынку региона своей сферы ответственности. Проводится анализ бизнес-показателей и продуктового портфеля, маркетинговых материалов, формируется карта потенциальных клиентов и конкурентов, разрабатывается стратегия вывода на рынок; компаниям помогают участвовать в региональных тендерах и заключать договоры. Знакомство с рынком для компании зачастую начинается с участия в отраслевом мероприятии, а завершающим шагом становится знакомство с потенциальными контрагентами (инвесторами, клиентами, партнерами, консультантами). Важную роль в координации этих процессов играет именно представитель РВК. Показателем успешности международных программ является количество сделок, заключенных между поддерживаемыми компаниями и внешними партнерами. С 2012 года открыто представительство РВК в США (RVC USA Inc.), с офисами в Бостоне (Массачусетс) и Менло-Парке (Калифорния). Первоначально главной задачей было привлечение инвестиций в российские стартапы, теперь же офисы в значительной степени ориентированы на продвижение российских инновационных компаний на американском рынке, развитие экспорта их технологий, продуктов и услуг. С 2013 года представители РВК работают также в Израиле и Сингапуре – государствах, которые стали «воротами» для выхода на рынки Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Сингапур является ориентиром и имеет тесные бизнес-связи с другими государствами Юго-Восточной Азии. Поэтому именно там РВК проводит образовательные мероприятия с участием представителей вузов, бизнеса и венчурных структур, посвященные обмену опытом и выстраиванию новых механизмов взаимодействия.

Значительная часть международной активности РВК направлена на укрепление отношений с Китаем и Южной Кореей. Эти рынки активно изучаются, устанавливаются контакты с наиболее интересными представителями инновационного и венчурного бизнеса. Подобные задачи на европейских рынках решаются в сотрудничестве с торговыми представительствами Российской Федерации и через сеть личных бизнес-контактов представителей и сотрудников РВК. Кроме того, РВК в тесном взаимодействии с Министерством экономического развития Российской Федерации координирует разработку программ нефинансовой поддержки экспорта для компаний-участниц технологических платформ и отраслевых бизнес-ассоциаций. Программы ориентированы в том числе на обучение сотрудников компаний ведению внешнеэкономической деятельности, на анализ привлекательных рынков сбыта, разработку специализированных каталогов продукции и создание маркетинговых материалов.

В 2013 году при поддержке РВК более 4000 человек приняли участие в профессиональных мероприятиях с фокусом на международные рынки. Сейчас 24 компании находятся в процессе подписания международных сделок. Объем экспортной выручки компаний, входящих в портфели фондов с участием капитала РВК, за 2013 год составил 29 млн долларов США.